Феномен студенческих коммун

С точки зрения А. Ю. Рожкова, феномен студенческих коммун заслуживает детального рассмотрения, поскольку дает «любопытнейшие примеры повседневных практик корпоративного выживания и общественного обихода этой высшей формы самоуправления студенческим бытом». Коммунальный быт в таких коллективах был вынужденно аскетичным, идейное обоснование чаще следовало за практикой отношений. 11омимо комнат-коммун в общежитиях среди форм общественно-бытового самоуправления учащихся можно назвать «дружные горки» , учебно-бытовые коллективы и учебно-бытовые коммуны.

Для коммун было характерно «очень строгое, жесткое нормирование повседневности», но эти нормы принимались по общей договоренности. Коммуны первыми апробировали такие практики «нового быта», как обобществление пространства и быта, предметов обихода и книг, иногда — одежды, личных вещей и заработка, нормирование повседневности, синхронизация распорядков дня, новая роль женщины, смена антропонимов; накладывала коммуна свой отпечаток и на семейное и сексуальное поведение молодежи.

Бытовые коммуны широкого распространения не получили и были недолговременны. Их культурное значение в историографии еще не вполне изучено. С точки зрения Рожкова, «жизнь в тесноте, еда с одной миски, сон на общей кровати формировали среди значительной части рабочей и крестьянской молодежи не поколение убежденных коммунаров-кол — лективистов, а людей с повышенными жизненными притязаниями, явно обозначенными достижительными стратегиями».

скачать видео