Система ценностей

Предпринимательство как род занятий и система ценностей, а также весь кластер связанных с ним понятий крайне низко оценивались российским обществом, которое отождествляло их с «пошлыми мелкособственническими интересами либеральничающей мелкой буржуазии».95 Более того, сама буржуазия испытывала перед обществом чувство вины за свое богатство, а такое прогрессивное учреждение Российской империи, как Министерство финансов, считало своей задачей защиту «крестьян» — простых «производителей», от скупщиков, спекулянтов, эксплуататоров, носителей заразы «дикого капитализма».

В каком-то смысле в начале XX в. это настроение было частью общеевропейской атмосферы, для которой была характерна критика собственных цивилизационных оснований: «отвратительная масса посредст — веипостей-мещан противопоставлялась интеллектуалам и даже “народу” в его идеальном, если и не в реально наличествующем виде. В Германии на рубеже веков прорастали и распространялись, как бурьян, полуна — учные-полумистические “народные” доктрины; всевозможные, на грани откровенного шарлатанства, теории тоже покушались на утвердившиеся мелкобуржуазные истины и предлагали избавление от всех зол в мистическом воссоединении с народом». Русская художе-I I пенная субкультура так же остро переживала в начале XX в. данное настроение."

Несмотря на то, что такое общественно-политическое направление, is. ik христианский социализм, получило в России гораздо меньшее распространение, чем на Западе, в последней четверти XIX в. становится все г. олее актуальной связь с общинными настроениями и реформистскими религиозными поисками русского сектантства и православия. В РПЦ • середины XIX, а особенно в начале XX века стал актуальным вопрос о но которой развертывались все другие социальные и политические революции начала XX века, включая Октябрьскую революцию I! М 7 г. Это был период формирования крестьянства как самостоятельной социальной силы, осознающей собственные интересы в важнейших для нес вопросах. Крестьянский протест дал ощутимые результаты: в феврале 1903 г. крестьянам пообещали облегчить выход из общины, в марте 1903 г. ликвидирована круговая порука, в августе 1904 г. отменены телесные наказания крестьян. Аграрный кризис начала XX века перерос в политический — революцию 1905— 1907 гг., в ходе которой община продолжала демонстрировать свою политическую неблагонадежность: «действуя “миром” , крестьяне дружно сожгли в 1905— 1907 гг. одну шестую часть помещичьих усадеб». Согласно выводам сторонников концепции крестьянской революции, основу аграрного строя, формировавшегося в ее ходе, составляла традиционная крестьянская община, базировавшаяся на праве уравнительного трудового землепользования.’1 Во время революции «основные революционные действия, особенно захват помещичьих земель проводились вполне легитимными органами общинного самоуправления: решение принималось на сельском сходе большинством голосов. Община, служившая средством подчинения деревни государственному управлению, являвшаяся традиционной опорой самодержавия, “вдруг” стала действо — ватькак революционно-демократическая организация крестьян в борьбе с помещичьим землевладением, способная к тому же сразу распределит!, захваченные земли и включит!, их в производственный процесс. Больше того, в ряде мест осенью 1905 г. крестьянская община присваивала себе всю власть и даже объявляла о полном неподчинении государству. 11л и — более ярким примером может служит!. Марковская республика в Волоколамском уезде Московской губернии, просуществовавшая с 31 октября 1905 I’. но 16 июля 1906 г.»

скачать видео